Виды упаковки товара

Любые товары перед отправлением в магазины, к отдельному потребителю, при международной доставке обязательно упаковываются. Упаковка представляет собой внешнюю оболочку товара. Она создаёт условия для его хранения, перевозки и применения. Рассмотрим существующие виды упаковки и маркировки товара, особенности, применение, конструкцию.

Функции упаковки

Функции упаковки определяют её характеристики, материал изготовления, конструкцию и прочее. Классификация функций выглядит следующим образом.

Защита

Упаковка предназначена для защиты товара от различных внешних воздействий, обеспечивает его сохранность.

  • От механических воздействий. Удары, сдавливание, трение при товарных перемещениях способны повредить товар. Здесь роль играет как внешняя оболочка, но также и внутренние защитные элементы. (Например, пенопласт, поролон, пузырчатая плёнка). Особенно это важно для хрупкой продукции.
  • От факторов внешней среды. Влага, температура, солнечный свет могут оказывать отрицательное влияние на содержимое упаковки. Чтобы нивелировать их действие, используются различные способы – герметичность упаковки, светонепроницаемость упаковочного материала, дополнительные оболочки.
  • От биологических угроз. Правильная упаковка предотвращает проникновение патогенных микроорганизмов, насекомых и животных к её содержимому. Если такая функция не выполняется, товар повреждается и может даже нести опасность потребителю (например, порча продуктов насекомыми и микроорганизмами – их употребление может нести опасность для организма человека).
  • От социальных угроз. Чтобы исключить постороннее вмешательство, предотвратить кражу/подмену, упаковки зачастую снабжаются отрывными лентами, пломбами. Такую функцию может выполнять и сама упаковка. После её открытия, следы воздействия скрыть очень трудно (упаковка из фольги, алюминиевая банка и т.д.).

Оптимизация

Упаковка позволяет удобно хранить и транспортировать товар.

  • Объединяет многокомпонентные товары. Производители зачастую просто не могут сделать товар цельной единицей для продажи. Сюда относят: конструктор и пазлы, смартфон (дополнительно в упаковке содержится инструкция, кабель для зарядки, возможно наличие защитного чехла и зарядного блока), обувь (в коробке всегда две единицы: для левой и правой ноги).
  • Наделяет нетвёрдые изделия формой. Вино разливается в стеклянные бутылки, гвозди насыпаются в пакет, различные химические вещества и газы поставляются в баллонах. В противном случае, товар невозможно хранить и транспортировать. Иногда его даже не получится использовать (освежители воздуха заточены под распыление из упаковки-баллончика).
  • Позволяет поддерживать условия для хранения. Современные упаковки создают оптимальные условия хранения товара: температура, вакуум, невозможность проникновения ультрафиолетовых лучей.
  • Упрощает логистику. При транспортных перевозках используется специальная вместительная тара для груза. Такие упаковки для товаров снабжаются петлями для крепления, специальными отверстиями для перемещения на кране или погрузчике и прочее.

Подача информации

Упаковка товара также используется для информационного ознакомления с содержимым.

  • О содержимом. Представлена информация о внешнем виде, характеристиках товара, указан штрих-код или QR-код, масса, особенности эксплуатации.
  • О составе. Описывается, из чего состоит товар или что входит в набор.
  • Реклама. На упаковке можно встретить информацию о бренде, его преимуществах, историю компании и прочее.
  • Особенности транспортировки, хранения и утилизации. Могут присутствовать маркировки: «не бросать», «избегать контакта с водой» и прочее. Правила утилизации представлены в форме пиктограмм.

Формы упаковки

Упаковки могут быть жёсткими, полужёсткими, мягкими. Обычно товар можно встретить в следующих формах упаковки.

  • Стандартные коробы. Изготавливаются из металла, дерева, пластика. Коробки различной конструкции: склеиваемые, складные, оснащённые крышкой, защёлками и прочее.
  • Пакет, мешок, кулёк. Для изготовления применяются тканные и бумажные материалы, полиэтилен. Чаще всего применяются в качестве упаковки пищевых продуктов.
  • Цилиндр. Сюда включают бочки, бутылки, алюминиевые и стеклянные банки, баллончики и прочее. Могут изготавливаться из различных материалов. Применяются для упаковки пищевых продуктов, алкоголя, химических веществ.
  • Оболочка. Чаще всего это тенты, различные плёнки. Выступают дополнительным слоем. Главное преимущество – они полностью обволакивают товар, подстраиваясь под его форму.

Внешний вид упаковки

Здесь всё зависит от конечной цели упаковки. Если она используется только для транспортировки товара или мы говорим об упаковке для продажи бюджетных товаров, то внешний вид зачастую соответствует материалу – картон, металл, синтетические материалы. Сверху приклеиваются или наносятся различные «указатели» основной информации о товаре – название, производитель, характеристики и т.д.

Если мы говорим о дорогих и премиальных товарах для покупателей, то здесь проявляются индивидуальные черты дизайнера. Сюда относят подарочные упаковки алкоголя, духов, украшений и т.д. Например, существует водка в стеклянной ёмкости, с оформлением в виде автомата Калашникова. Дорогие духи можно найти в дизайнерских деревянных коробочках с гравировкой и прочее.

История возникновения упаковки

Первые упаковки появились ещё в глубокой древности. Тогда первобытные люди изготавливали их из подручных материалов. Примитивные упаковки использовались для сбора строительных ресурсов, ягод, грибов и прочее. Постепенно они становились всё сложнее: начали сшивать шкуры, плести корзины из веток и коры. Для переноса воды использовали ёмкости из дерева, на Ближнем Востоке из кожи изготавливали бурдюки.

Значительное событие в истории упаковок – развитие гончарного дела. Считается, что оно практиковалось в Азии ещё за 2 тыс. лет до н.э. Глиняная и фарфоровая посуда обладала новыми свойствами. Она использовалась не только в практических целях, но и в качестве украшения помещения.

Дальнейшее развитие общества и открытие новых технологий производства позволило получить большое разнообразие упаковок. Из стекла начали выдувать различной формы ёмкости, развивалась обработка металла и дерева.

В средние века активно использовались бумажные упаковки, сундуки, коробы, сосуды из различных материалов. В эпоху Возрождения начала развиваться такая наука, как «химия». В конце XVIII века человечество уже активно использовало синтетические материалы для создания упаковок.

Сегодня для изготовления упаковок продолжают применяться как природные, так и синтетические материалы. При необходимости в работу включаются дизайнеры, которые создадут уникальный и неповторимый внешний вид упаковки.

Типы упаковки

Существующие упаковки принято разделять по двум свойствам: по материалам и по технологии производства.

У нас вы можете заказать подходящие биг-бэги.

По материалам

Если исходить из материала создания упаковки, то выделяют следующие виды: бумажная, деревянная, металлическая, керамическая, полимерная (а также из прочих синтетических материалов). Также выделяют комбинированную упаковку, которая выполняется из нескольких упаковочных материалов.

По технологии производства

Согласно этому признаку принято выделять множество упаковок. К примеру: склеенная, сшитая, сварная, выдувная, отливная, термоформованная.

Назначение

Упаковки по назначению разделяются на потребительские, производственные (можно объединить с логистической и торговой) и упаковки-устройства.

Рассмотрим назначение и виды упаковки товара в магазине.

  1. Потребительские упаковки. Именно в таком виде товар поступает до своих потребителей. В эту группу можно отнести: пластиковые бутылки, алюминиевые банки, целлофановые или вощено-бумажные пакеты, футляры (для музыкальных инструментов, очков), конверты, сигаретные пачки. Виды потребительской упаковки товара делят по материалу, по степени защиты (влагостойкая, изобарическая, паронепроницаемая), по компактности.
  1. Устройства. Это упаковки, созданные из нескольких элементов. Например, упаковка для губной помады, баллончик с распылителем и прочее.

Виды потребительской упаковки товара следует дополнить вакуумными термоусадочными пакетами (рыба, колбасные и мясные изделия, сыры). Такая упаковка позволяет надолго сохранять свежесть продуктов, так внутри обеспечивается безвоздушное пространство.

Также отметим группу упаковок – производственные/логистические/торговые. Их вернее будет назвать тарой. Она изготавливается под конкретный тип товара и используется в процессе производства и транспортировки. Сюда относят: контейнеры для перевозки, ящики для овощей, поддоны, металлические чаны, складские контейнеры и прочее.

Элементы, из которых состоит упаковка

Упаковка состоит из двух элементов:

  • тара – основа любой упаковки, в которой размещается сам товар;
  • дополнительные материалы для упаковки. Они повышают её надёжность, защищают от различных факторов. Применяются различные прокладки, амортизационные вставки, материалы для перевязки, пакетирующие средства и упаковочные материалы.

Утилизация упаковки

Правильная утилизация позволяет сократить до минимума вред для окружающей среды. Картонные и бумажные упаковки можно переработать, но даже если просто выбросить, то они разложатся через 4-5 месяцев, так как состоят на 99% из целлюлозы и безопасны для окружающей среды.

В плане удобства

Современные упаковки производители стремятся сделать максимально удобными. В зависимости от веса товара подбирается оптимальный материал для изготовления, который будет прочным и надёжным. Для удобства переноса, на упаковках делают ручки и различные проёмы. Чтобы предотвратить повреждение товара, часто используют поролоновые или пенопластовые вставки.

Купить оптом

Оставить заявку